19 января 2017
На сайте 5434 чел.

Мехк-Кхел

Независимый интернет-портал

Къамана яхь йола къонахий

Опросы

Следовало ли Евкурову извиняться за правду о Пригородном?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Контакты

  • Тел./whatsapp:
    +7 (928) 695-62-44
  • E-mail: mehkakhel@bk.ru

ВИДЕООБРАЩЕНИЕ ИДРИСА АБАДИЕВА ПОСВЯЩЕННОЕ 25-й ГОДОВЩИНЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА «О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ»

Свежие комментарии

Погода

Курсы основных валют

Savefrom

Просмотры

Программа Мехк-Кхел

Страницы

Ссылки

Архив материалов сайта

Время молитв

Кратко о поэте Али Хашагульгове

Творчество Али Хащагульгова – явление необычное, уникальное в мире современного искусства.
Поэт – самородок и художник- самоучка, в смысле школы, пришедший ниоткуда, он поражает стихийной мощью и органической цельностью своего удивительного дара.

Более полувека, поэзия Али Хашагульгова, чудесным образом явленная нам, остается заповедным местом для современной философской, лингвистической, этической, литературоведческой мысли.
Явление Али Хашагульгова собственно в ингушской литературе представляет чрезвычайный момент не только внутри самой литературы, но и национальной культуры в целом – это, по сути – момент зарождения традиций.
Али Хашагульгов родился 24 июня 1943 года в селении Яндаре Назрановского района Чечено-Ингушской АССР.
В 1944 году 23 февраля восьмимесячным депортирован в Северный Казахстан.
Читать и писать научился в раннем детстве ,рисовал и сочинял стихи с 2- х лет.
В1953 году участвует в Всесоюзном конкурсе детских рисунков,объявленного газетой *Пионерская правда* и получает приглашение учиться в детской художественной школе при Академии Художеств им. Репина,но в дальнейшем дирекция школы отменяет свое решение,узнав, что 10- летний Али Хашагульгов – спецпереселенец “Это был первый удар”-пишет об этом сам Али После этого он надолго охладевает к рисованию и живописи и больше пишет стихи.
В обычной школе практически не учился
В 1956 году ,тайком , с отцом и братом возвращается на Родину.Овладевает ингушской грамотой.Много переводит Лермонтова ,Пушкина ,Никитина и осетинского поэта Коста Хетагурова на родной язык.Тогда же начинает записывать ингушский фольклор.
В 1961 году экстерном сдает экзамены за курс средней школы и поступает в пединститут в Ростове- на- Дону на историко- филологический факультет.Осенью того же года после выступления с авторефератом по национальному вопросу на семинарском занятии по заданию преподавателя,начинается его преследование КГБ. С этого времени Али все больше пишет на ингушском Весной 1962 года досрочно сдав летнюю сессию, вынужденно переводится в Чечено-Ингушский пединститут в г.Грозный.
К этому времени сдает в республиканское издательство рукописи двух своих книг,которые позже ,после ареста, были изъяты КГБ , так и неопубликованные.
4 июня 1963 года , вскоре после чтения своих стихов на институтском вечере поэзии,арестован.После шести месяцев следствия осужден на 4 года и отправлен в Дубровлаг (Мордовия).Освобожден в 1967 году без права проживать в городах,посещать общественные места,переезжать,учиться и т.д.
Почти 20 лет перебивается заработками рабочего на заводе учителя в сельских школах ,корректора,художника – оформителя и только в 1985 году цензура пропускает в свет первый поэтический сборник*Страна гор* в который вошли около ста небольших стихотворений.К этому времени им уже были написаны несколько десятков поэтических книг.
В последующие годы (1987,1990,1992)опубликованы еще три маленькие книги – проза и поэзия для детей.
С середины 70- х Али вновь активно возвращается к живописи.участвовал в групповых
выставках ингушских художников в Назрани в 1983 году,,в Грозном в 1989 году.
В 1988- 1990 – гг работает литконсультантом в Союзе Писателей , преподавателем ингушского языка в пединституте,с 1991 года редактор детского журнала * Радуга*
Тяжело ( до конца жизни) переживает трагедию 1992 года в Пригородном районе- – геноцид 70- тысячного ингушского населения .
С началом чеченской войны 1994 года остался без крова . Под бомбежками российской авиации гибнет живопись и очень ценная библиотека поэта. Чудом удается спасти часть архива В 1995 году Владимир Этуш приглашает Али Хашагульгова на работу в Высшее Театральное училище им. Щукина преподавателем ингушского языка
В Москве участвует в разных выставках.В 1998 году творческий вечер в ЦДРИ, . первая персональная выставка в Ингушетии. В 1999 году в Назрани большими усилиями друзей изданы еще две книги стихов : *Отцовы башни отцовы селения* и *Вера*. Осенью 1999 года , через три месяца после открывшейся , уже неизлечимой болезни, умирает в Москве.
Похоронен на родовом кладбище в высокогорном селении Лейми.

Хава Хазбиева -режиссер,искусствовед

 

Источник: КПЦ “Эздел”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нравится(2)Не нравится(1)

Ответы на “Кратко о поэте Али Хашагульгове”

  1. К чему эта статейка? Об Али Хашагульгове надо писать не с кандачка, а серьезно. Опять эта душевнобольная Хазбиева под предлогом пропаганды творчества А.Хашагульгова пойдет по миру требовать деньги для решения своих семейных проблем. Она счастливый человек, потому что не знает, какая она несчастная. Угомонилась бы уже...

    Зачем же так болезненно реагировать? Хорошая статья.

    Нравится(4)Не нравится(2)
    • Мы, ИНГУШИ, должны перестать "хурдельничать" и стать ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЙ нацией. У нас часто получается как в том стишке: "Хорёк ходил на ёлку к волке, Украл хлопушку втихомолку. Теперь хорёк своей хлопушкой Зверей пугает словно пушкой!" А вышенаписанное можно назвать не статьёй, а статейкой с большой натяжкой. Да и реакция моя "болезненная" лишь только потому, что такие "хазбиевы" сплошь и рядом, мешают нам жить да и соседей-иронгутангов смешат. У нас же великая история и культура, а они неумелыми действиями и безграмотной писаниной дают много пищи для извращения и воровства нашей истории и культуры, в том числе и материальной. Ничего лишнего.

      Нравится(7)Не нравится(2)
  2. P.S. Вы обратите внимание на грамматику и стилистику изложенного "режиссёром-искусствоведом". Вот уж поистине счастливый человек! Зачем-то сюда приплела и плагиатчика (всё списывал у Некрасова) зоофила и чабана Коста Хетагурова, который сошёл с ума в конце жизни, стал эксбиционистом (постоянно раздевался догола) и умер от сифилиса мозга.

    Нравится(7)Не нравится(2)
    • У вас повышенное давление. Проверьтесь.
      Зачем со "статейкой" так жестоко обращаться? Человек написал так, как может. Не нравится - пишите свою. Мне кажется, это хорошее начинание. А на поэта К. Хетагурова зачем надо было ругаться? Вообще не пойму... Глупость какая-то... Где вы взяли, что он зоофил?... По-моему, это простой маразм..

      Нравится(0)Не нравится(4)
      • У тебя комплекс неполноценности или ты из тех - орангутангских. Я пишу то, о чём знаю. Я выражаю своё мнение, не спрашивая у таких, как ты... .Проходи мимо.

        Нравится(5)Не нравится(0)
        • Да, можно просто пройти мимо... Но.. Ведь можно и не проходить, правда? Можно выразить своё мнение о вашем мнении, также, как вы это сделали относительно "статейки"... Ну вот у меня и возникает вопрос, откуда вы взяли это мнение? Да, мы все недовольны исторической несправедливостью и хотим, чтобы она была восстановлена и нам вернули исконно ингушские территории... Но Коста Хетагуров тут причём? С какой это стати он - зоофил, по-вашему? Я считаю, что это неправда, да и абсолютно не имеет смысла.
          Вот о чем я говорю, милейший) ну мне кажется, что кто-то должен заступиться за поэта... Тем более, что никакого зла он не причинил.
          А если есть доказательства, то, пожалуйста, предъявите! Думаю, всем будет интересно узнать.

          Нравится(1)Не нравится(4)
  3. О ВАЙНАХЕ... ХЕТАГУРОВЕ (!)

    Поэты - люди тонкого восприятия мира, событий.
    Их душа,как рассыпающийся одуванчик под ветром.
    ------------------
    Хетагуров происходил из кабардинских князей, т.е. из Курайшитов, и его творчество необходимо считать арабским (вайнахским).
    Коста видел что творят русские на Кавказе и выражал это в своих стихах.
    Русские его боялись, ссылали.
    Когда поэт-бунтарь умер, русские войска в Осетии были приведены в состояние боеготовности.

    Нравится(1)Не нравится(3)
    • А у вас с либо с головой проблемы, либо ваш юмор чересчур эксцентричен... "арабским (вайнахским)", "из кабардинских князей, т.е. из Курайшитов"... Бред по-моему.

      Нравится(1)Не нравится(5)
      • Хм, любишь ты пофилософствовать, рассуждать умно и т.д.
        Но у тя один единственный недостаток - дырявый чердак.
        В частности, гне интересовался генеалогиями, устными и письменными преданиями горцев и т.д.

        1. Спроси у любого осетинского историка про Хетагурова, он скажет - да, он из кабардинских князей, потомок славного князя Инала.

        2. Спроси у кабардинского истоика про князя инала, и он подтвердит - да, Инал был потомков Араб-хана, Абдун-Хана.

        3. Спроси чечееского истоирка, и он тебе скажет - да, Абдул-Хан это родоначальник чеченцев, сын халифа Сеида Али Шами

        Но такие вопросы тебе в голову не придут - ведь намного проще немного постучать по компу и назвать оппонента идиотом.
        ------------------------------
        ХЕТАГУРОВЫ
        By KirimitiОсетинские фамилии
        1
        1
        0
        ХЕТАГУРОВЫ (ХЕТÆГКАТÆ). Родословная этой фамилии известна более чем хорошо.В первую очередь это связано с именем Коста. Как известно, он был не только великим поэтом, прозаиком, публицистом,художником, но и большим ценителем иисследователем прошлого своего народа.Нет нужды пространно говорить о значении краеведческих работ Коста, его методах анализа разнообразных источников, взглядах на ту или иную проблему истории осетин.

        На эту тему написано немало. Ограничимся небольшим сюжетом —анализом К. Л. Хетагурова своей родословной. Ее основой является предание о Хетаге.

        ==== Согласно преданию, Хетаг был младшим сыном князя Инала, жившего на Большом Зеленчуке.Приняв христианство, Хетаг бежал в горную Осетию. Его старший брат Биаслан стал родоначальником кабардинских князей. Место первоначального пребывания Хетага в Осетии считается святыней. Это стоящая обособленно роща недалеко от Алагира. Как гласит предание, «куща Хетага» по его зову отделилась от леса и укрыла его от преследователей...........

        ПОЧИТАЙ ДАЛЕЕ САМ:
        http://oss.kirimiti.ru/хетагуровы/

        2. Инал (князь)
        Материал из Википедии — свободной энциклопедии

        Инал кабард.-черк. Инал — князь, легендарный родоначальник кабардинских, бесленеевских, темиргоевских, хатукаевских и части хегакских княжеских родов. Верховный князь Кабарды середины XVI века Темрюк (Кемиргоко) Идаров считался правнуком князя Инала.
        Существующие данные свидетельствуют о том, что он жил в середине XV века.
        Согласно легенде, прибыл на Кавказ из Египта. ......

        3. Инал и его потомки
        9 сент, 2011

        ....От Инала производил себя известный осетинский поэт и общественный деятель К.Л. Хетагуров.

        Многочисленные осетинские народные предания показывают, что Хетаг, основатель знатного рода Хетагуровых, был младшим сыном Инала12. Хетаг считается у осетин святым, а «Роща Хетага», находящаяся на правом берегу Ардона, между селениями Суагдаг и Пысылнокау, до сих пор известна как святое место13.

        Хотя мы не можем по имеющимся данным с полной уверенностью утверждать, что Хетаг являлся потомком Инала Великого, приходится признать, что этот антропоним изначально адыгский. Его можно сравнить с адыгскими именами – Хату, Хатуко, Хатажуко, Хетахо; в основе всех этих антропонимов лежит название «Хат», «Хет», под которыми известны древнейшие предки абхазо-адыгов. Примечательно, что антропонимы с корнем «Хат» встречались в основном у представителей знатных и древних адыгских родов.

        http://abaza-front.livejournal.com/7537.html

        Нравится(1)Не нравится(1)
        • Вы не совсем четко отдаёте себе отчет в том, что есть национальность и национальная принадлежность. Она не вытекает из преданий... Вот вы говорите, что чеченцы произошли от некого Араб-Хана, а Потто пишет, что произошли от героя Али... А Фаьпии якобы произошли от сирийцев, а Коазой - от Багратиони... Ну, предания, конечно, хорошо... Но можно ли на них строить какие то линии родословной? Считаю, что нет. Коста Хетагуров - осетинский поэт, это правда. Кабардинские князья - кабардинские и ничьи больше, а вайнахи есть вайнахи, как и арабы есть арабы... Это факт... И определяется он исторической, культурной и языковой общностью тех и других этносов... Не более, уважаемый, не менее. У вас извращенное понимание национальности, которая якобы зависит от генетики и крови... На самом деле, это лженаука. Национальность определяется самоидентификацией. Вот что!
          Вас я идиотом не называл, я сказал, что либо так, либо этак... Но все ваши комментарии говорят о том, что вы во многом заблуждаетесь. Я согласен, что легче пройти мимо и не ругать вас... Но я также понимаю, что и вы пишете комментарий, зная, что люди могут ответить, как им заблагорассудится... Значит, для вас неожиданностей быть не должно... Поэтому я вам и объясняю истину... Да, да! Истину! Потому что вы сами очень часто пишете ложные комментарии...
          Вот так...

          Нравится(0)Не нравится(3)
          • Хм, дружище! Ну ты филосоооффф!
            Все мои предки, мой тайп, в теч. 1000 с лишним лет, занимались только и только одним - как это сказать, чтобы никого не обидеть... В общем, неким эталоном, на кот. обязаны были равняться весь наш народ.
            Это всё было соверщенно добровольное, обще-семейное обще-народное дело.
            Почему наша линия стала эталоном для остальных, и почему тыщи лет весь наш народ равнялся на нас?
            Мы были старшей ветвью среди тех нескольких семей-потомков халифа Али, наследника пророка (мир им), кот. ушли в горы Кавказа и основали здесь наш народ-ЭЛИ.
            Каждый год "депутаты" - представители братских родов собирались у нас, мы готовили котёл мяса, и на общем совете регулировали жизнь и дела растущего Алидского народа.
            Я немного знаю, когда и почему мы покинули Аравию (Шами), как звали первых переселенцев, какими путями они добирались, и как оказались в своём новом горном гнезде.
            Я, как внук последнего племенного (тайпового) шейха ОБЯЗАН знать наше происхождение.

            Это в крови, генах, мозгах костей сидит у меня. Если я не буду знать их, я превращусь автоматически из Эли в лай.
            ----------------------
            Но ты - другое дело.
            Тебе такие сведения не нужны, на тебе нет таких обязанностей, поэтому ТЕБЕ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО ЗНАТЬ НАЗВАНИЕ СВОЕГО ТАЙПА И ИМЕНА БЛИЖАЙШИХ 7 ПРЕДКОВ, ЧТОБЫ НЕ НАЗЫВАТЬСЯ "ЛАЙ".

            НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, КАК ЛЮБИТЕЛЬ ПОФИЛОСОФСТВОВАТЬ, ЗАДУМАЙСЯ НА 1-2 СЕКУНДЫ - ПОЧЕМУ ВАЙНАХИ ДЕЛЯТСЯ НА АРАБСКИЕ ТАЙПЫ?

            Если не сможешь ответить, в чердаке не включится лампочка, тогда продолжай называть меня обманщиком, дураком и т.д. - я не обидчивый.

            Нравится(0)Не нравится(1)
            • Д1авала-д1а! "Обязан" ях 1а? "Эли" ях? (Эли:)))) Хьо мо къонах-м в1алла ва а вий хьог1а? 1а яхар бакъдале т1аккха оах, г1алг1аша, ц1аккха догдилла бокъо яц х1аьта - хьо мо бараш тха хилча)))) Сов ч1оаг1а хьо ц1енахвола аьла хиларах хьа к1ага къоагал ахдуне мелд лепа уккхаза)) Дала сийдолда хьа)))))

              Нравится(0)Не нравится(1)
        • Бред дворняжки, у которой нет родословной. А ты спроси любого ингуша о происхождении и чеченцев, и иронгутангов-ардабонцев-ягнобцев и он тебе скажет такую правду, что хуже всякой твоей тупой лжи. Тюркембай с берегов Арала, ногайчик, иди в свою конуру!

          Нравится(6)Не нравится(0)
          • Согласен, именно так должен разговаривать патриций с древней родословной. Именно аристократы занимаются тем, что разводят дешевую вульгарную лексику, да ещё и совершенно бездарную))

            Нравится(0)Не нравится(3)
            • Иди пасись на своих сайтах, плебей-толераст с комплексом неполноценности. Я ИНГУШ и за это благодарен Всевышнему. А ты завидуй и иди на... Куда? Сам знаешь куда.

              Нравится(4)Не нравится(0)
                • КАКАЯ У НАХОВ СИСТЕМА РОДСТВА?
                  ================================================
                  1. Чеченцы, нохчий (самоназвание) - народ в СССР, на Северном Кавказе, преимущественно в центральных и восточных районах Чечено-Ингушской АССР, (611,4 тыс. человек) и в Хасав-Юртовском районе Дагестанской АССР (49,2 тыс. человек). Общая численность в СССР 756 тыс. человек (в 1985 г. - 865 тыс.)

                  Пять тысяч человек живет в Иордании. Относятся к кавкасианскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Имеет несколько диалектов. Письменность создана после Октябрьской революции, с 1938 г. на основе русской графики... Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты. Чеченцы, как и родственные им ингуши (общее самоназвание-вайнахи), относятся к коренному населению Кавказа. Упоминаются в армянских источниках VII века под именем Нахчматьян. По месту жительства делились на Большую и Малую Чечню. В 1859 г. Чечня была присоединена к России... Горные селения состояли их двухэтажных каменных домов...
                  Многие аулы имели жилые и оборонительные башни из 3-5 этажей...

                  === === Система родства арабского типа…

                  ( Народы мира. Ред. В. Бромлей. М.,1988г.)

                  2. Чеченцы - кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксай, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут перемешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей области от Дарьяла до истока реки Акташ. Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну чеченцев на 2 части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную).

                  === === Кроме собственно чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются: кисты, ингуши, галгаи, карабулаки (самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в Турцию) и ичкеринцы.

                  Всех чеченцев, не считая ингушей, числилось в 1887 году 195 тысяч. Название «чеченцы» ведет свое начало от названия аула Большой Чечен (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами чеченцы себя называют нахчой (люди, народ). Ближайшие соседи чеченцев называют их мисджегами (лезгинцы и кумыки) и кистами (грузины).

                  === === О древнейших судьбах чеченского племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа.

                  Начиная с XVI века чеченцы вели борьбу с ногайцами, калмыками, кабардинцами, кумыками и, наконец, с русскими (с начала XVII столетия)… До 1840 года отношение чеченцев к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля, под руководством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба кончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию и переселением остальных из гор на плоскость.

                  Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась. Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего, и от голубого и до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому... В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией…

                  Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными (“французы Кавказа”), впечатлительными... Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе – черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами… Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особой сентиментальности, а из страха сделать их трусами. Трогательна глубокая привязанность к родине; их песни изгнания («О, птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик [филина]в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и т.д.) полны трагической поэзии...

                  Во время своей независимости чеченцы, в противоположность черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны... Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель...
                  ( Энц. сл. Ефрона и Брокгауза, т. 38-А, СПб., 1903г..)

                  3. Кистины, принадлежащие к чеченскому племени, говорят и одеваются как чеченцы. По условиям местности они дерутся преимущественно пешком, и шашка встречается в их вооружении чрезвычайно редко; но зато их длинные лезгинские кинжалы, которыми они владеют в совершенстве, наносят страшные удары, и все, к чему прикасается лезвие их, разваливается пополам.
                  (В. А. Потто. В жур..: «Солдат. биб-ка», №145, СПб, 1889г.)

                  Нравится(0)Не нравится(1)
              • Хье г1алг1а вале г1алг1ай мотт хьабувца))))) 1а бувца мотт санна ва-кх хьох г1алг1а а))
                "Плебей-толераст" вообще убило просто))))))) Надо же это придумать))

                Нравится(0)Не нравится(2)
                • Аз-м бувца безе, бувца ба гIалгIай мотт, Iа мо хурдел ца лела а ца деж.Хьо паупер ва кха а. Хьайн из дош ца хой, книжкаж деша. Я писал на русском, так как статья "написана" на русском. А вот ты, козлик с комплексом неполноценности, не знаешь ни одного человеческого языка (адами мотт). А почему это костахетагуровская зоофилия тебя так опечалила, который сдох от сифилиса мозга и каждый раз встречал гостей (в последние годы своей жизни) в голом виде и постоянно матюкался? Он твой дядя или ты тоже из таких же, с лишними хромосомами в одном месте?

                  Нравится(2)Не нравится(0)
              • Ну а если вы думаете, что называть поэтов зоофилами - это патриотизм, то флаг вам в руки и пусть ваша дорога в палату номер семь будет застелена коврами... Думаете такие как вы возвращают отторгнутые земли, ведут национально-освободительные войны и восстанавливают историческую справедливость? Такие как вы побеждают в войнах? Вы не можете перебороть себя и признать свою ошибку, сможете ли вы побороть свою трусость (которая свойственна всем людям) и не сдаться врагу, когда это надо будет??? Сомневаюсь) (Может я и не прав)

                Нравится(0)Не нравится(2)
                • Хихихихих!
                  Философ, ты не осетин? Такое глубокое обрусение у вайнахов редкость..

                  Нравится(0)Не нравится(0)
                  • Хм, есть люди, кот. что-то объяснять бессмысленно.
                    "Не бросайте жемчуг перед свиньями",-говорил в таких случаях вайнахский Иса-Иисус.
                    -----------------
                    (Имя христианского "бого-человека" можно перевести только и только на нахском языке - и как только этот перевод дойдёт до христиан, они тотчас выкинут кресты и иконы в мусорку)

                    Нравится(0)Не нравится(0)
                    • да ладно, с вами двумя спорить бесполезно.)) вы уже несете такой бред, что этим никого не обманешь... только сами обманулись, да и только...
                      Родственничек: u can write all about paupers, but it's actially true that one of the great prophet Mouses was a herder and it's said that he was pauper...

                      Нравится(1)Не нравится(0)
  4. 4. Барасби Бгажноков.
    Инал - основатель княжеских династий Черкесии
    12.03.2008

    Многочисленные и широко известные предания и документы рисуют подробную картину объединения адыгских и абазинских княжеств и владений под властью Инала, нареченного Святым – Инал нэху. Судя по всему, как правитель Черкесии он выдвинулся в последней трети XIV века….
    …К обозначенной датировке становления «державы» Инала подводит относящийся к 1753 году документ, в котором об этом сообщают три кабардинских князя – Магомед Коргокин, Касай Атажукин, Кара-Мурза Алеев.

    …Это ориентиры, по которым можно с определенной долей вероятности считать, что время правления родоначальника адыгских княжеских фамилий приходится на последнюю треть XIV и начало XV века.
    Инал объединил разрозненные адыгские племена и установил власть княжеского дома Иналовичей на обширном пространстве Северного и Юго-Западного Кавказа, начиная от реки Бзыбь, впадающей в Черное море до Прикаспийских степей, прилегающих к устью Терека.

    Большое влияние имел Инал и на черкесских жителей Крыма.
    Здесь со времен его прадеда Араб-хана и еще раньше адыги жили в южной части полуострова в долине Черкез Тюз (Черкесская долина), где протекала река Кабарда и находилась крепость Черкес-кермен.
    Столицей Черкесии и резиденцией самого Инала стал укрепленный город Шанджир, построенный дедом Инала Абдан-ханом между реками Псиф и Напиль….

    Описывая остатки этого города, Г.Ю. Клапрот пишет: «Там еще можно встретить стены и рвы диаметром приблизительно в половину немецкой мили; они тянутся на восток до Псифа и на запад до Нефила. Эта постройка имела четыре выхода, наподобие римского лагеря. На севере, со стороны кубанских плавней, есть ряд холмов, которые можно принять за фортификации».

    По сведениям Ш.Ногма, адыгские тлекотлеши и уорки пытались воспрепятствовать возвышению Инала.
    Однако в решающем сражении ему удалось разбить объединенное войско тридцати крупных феодалов. Десятерых из них он приказал казнить, остальных принудил к присяге на верность и подданство. В конце концов, народ Черкесии повсеместно признал Инала своим верховным, великим князем. Для управления страной и решения спорных вопросов Инал поставил над народом 40 судей, видимо, по числу отдельных княжеств и владений. Такой образ правления, по словам Шоры Ногма, «продолжался до 1427 года».
    К этому времени, как можно понять, Инала уже не было в живых и Черкесией управлял кто-то из его пятерых сыновей. Хотя датой смерти Инала считают иногда 1458 год, эта версия, впервые выдвинутая А.Т.Шортановым, ничем не подкреплена.

    Большие сомнения вызывает и гипотеза А.В.Гадло, который переносит время правления Инала в эпоху конца VIII – первой половины IX века….
    …А датой его смерти можно считать, учитывая все сказанное, начало XV века. Место захоронения Инала – Инал-куба находится в верховьях реки Бзыбь, впадающей в Черное море в районе Пицунды.
    Официальным для потомков Инала стал титул пщы – «святой», «верховный».

    === Указывая на особый статус среди адыгских феодалов, Иналовичи говорили: Дэ дыгъэ-мазэм дыкъыхэкIащ, дыкъурейшы лъэпкъщ» - «Мы солнечно-лунного происхождения, из рода курейшитов».

    Это типичная для правителей того времени формула. Тем самым как бы подтверждалась принадлежность Иналовичей к высшим, небесным силам, потомкам пророка, которым предначертано править черкесским народом.
    Ореолом святости окружена фигура самого Инала.

    По свидетельству Хан-Гирея, его считали «человеком сверхъестественным, причастным святости, и люди с благоговением призывали на помощь «бога счастия Инала», в твердой уверенности, что имя великого предка может способствовать успеху всякого начинания. Священными считались и считаются различные места, названные именем Инала:

    Иналов родник близ Анапы,
    река Инал, впадающая в Кубань справа ниже аула Хумара,
    гора Инал в междуречье Баксана и Малки в верховьях этих рек,
    ==бухта Инала на Черном море в окрестностях Геленджика,
    долина Инала в верховьях реки Шахе и т.д.
    Объектом особого почитания стал мавзолей Инал-куба.

    До недавнего времени сюда приходили адыги, чтобы принести Иналу поминальные жертвы. Русские жители современного селения Псху называют гору, на которой покоится Инал, Святой.

    Символом святости и божественной власти Инала явилась и (воссозданная или созданная воображением Иналовичей) его корона с семью зубцами и червленой шапкой, украшенной навершием в виде серебряного пера.
    Это геральдическая корона, соединяющая в одно целое сложный по композиции герб князей Черкасских. В источниках ее называют княжеской шапкой и короной Инала и рассматривают как символ адыгской государственности.

    Сыновья, внуки и правнуки Инала поделили между собой всю территорию Черкесии.
    Прямыми потомками и наследниками Инала считали себя князья Хейгака, Темиргоя, Хатукая, Кабарды, а также княжества Бесленей, отделившегося от Кабарды во второй половине XVI века.

    Мощь каждого из этих княжеств постоянно возрастала. Но возрастали вместе с тем и амбиции каждого удельного князя, создавая почву для междоусобных столкновений, дробления страны на большое число мелких владений, политически и экономически плохо связанных друг с другом. Это сделало возможным уничтожение во многом еще очень хрупкого единства страны, достигнутого Иналом.
    Картину феодальной раздробленности уже к середине XV века застал в Черкесии итальянец И. Барбаро, впервые упомянувший кабардинцев (кавертейцев).

    Центробежные тенденции усилились в результате формирования и возвышения княжеств, претендовавших на подчинение своему влиянию всей Черкесии. К их числу относится Жанетия, территория которой включала часть прибрежной полосы Азовского моря между устьями Кубани и Дона….

    Барасби БГАЖНОКОВ "Кабардино-Балкарская правда"
    http://www.djeguako.ru/content/view/95/36/
    ----------------------------------------------------------
    ЧЕЧЕНСКИЕ ПРЕДАНИЯ О АБДУЛ-ХАНЕ СМ. ЗДЕСЬ:
    http://www.liveinternet.ru/users/3667009

    Нравится(1)Не нравится(0)
  5. Пишуший под ником "родственничек"твои коментарии наталкивают на мысль что ты осетин.А нападки на Хазбиеву это месть за созданный ею фильм про осень 92 года Не одному одному ингушу его Эздел не позволит так оскорбительно писать о целом народе и тем более писать такое о всенародно любимом поэте именем которого названа улица в г Пятигорске стихи которого цитируют даже ингуши .писать Видно что пишущй эти коментарии преследуют цель оскорбить Хазбиеву и вузвать негодование представилей других народов заходяших на этот сайт

    Нравится(0)Не нравится(0)
    • У тебя всё нормально с головой (о логике говорить нет смысла)? Ты где видел, чтобы осетин писал против своего народа? Хьо эгIдаь вир да, ца иронгутангаьгIар хьадаьн.

      Нравится(0)Не нравится(0)
  6. Пишушему под ником "смотри сюда", ингуши как и чеченцы никокого отнощения не имеют к арабам не смотря на то что на Ближнем Востоке есть топонимы обясняемые на нахском языке и их немало .Да в глубокой древности наши предки жили рядом с семитскими племенами ешё до того как они разделились на евреев и арабов.Могу привести ещё схожих топонимов и их не мало .Ингушский Ний и Ний древний в 15в до н э находился между рекой Иордан и Средиземным морем , города Арад (ара д) Арпад (Ара-пхъа), Арапха.В1590г до н э от Вавилона(Ирак) отделился г Терка с хурритским населением.А имя хурритского царя который отдал свою дочь за фараона Аменхотепа 2 Шутур.Имя его сына Тушрата.А по поводу кабардинского родоначальника Араб-Хана так это от имени Арапхан также возможно от Арапха .Черкесы в одно время жили в Египте и даже правили но пришли они туда как "мамлюки"кто по своей воле а кого отдали в виде дани .

    Нравится(0)Не нравится(0)
  7. Берс, ставлю тебе "3". Это очень высокая оценка.
    А вот Хм! - пока "2".
    ----------------------
    Берс (Перс), скажи - а куда из Мекки делись Курайшиты? Где потомки св. пророка?
    Нееее-т, ты не думал и никогда не станешь думать, потому что чердачок забит хламом..

    Нравится(0)Не нравится(0)
  8. Мне кажется, Родственничка и СМОТРИМ СЮДА многое роднит... То ли дружба, то ли айпи)))))) Ошибочка - вас объединяет интеллектуальный голод) Ингушей не мог убить физический голод, теперь так устраивают геноцид) "1а мо хурдел ЦА лела а Ца деш" - яхача санна да шоана)

    Нравится(0)Не нравится(0)
  9. Родствинничек ,ни один законно рожденный ингуш не опустится до того чтоб писать такой коментарий женшине .И ни кто не может так хорошо знать про болезни Хетагурова кроме его родственника которому вероятно перешли эти болезни.А логика самая фашистская , в 39году немецкие самолёты замаскированные под польские , бомбили немцев живуших по границе и это явилось причиной для обявления войны Польше.А осетины ради лже алании на много способны.Хъо г1алг1а вале хъо докха ж1алий да з1и тасса д1а дехк дезаш.

    Нравится(0)Не нравится(0)
  10. Если Курайшиты пришли на Кавказ1000лет назад то что проповедовал Кунта -Хаджи 150 лет назад?.

    Нравится(0)Не нравится(0)

Оставить новый комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2017. Республика Ингушетия, Назрань. Мехк-Кхел.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Яндекс.Метрика